Инкрустация по дереву

sam2 Идеи

Разумеется, вся описанная ниже технология пригодна не только для рукояток ножей, но и для любых деревянных предметов — от очечников и шкатулок до мебели.

Создание художественного произведения в виде инкрустированной рукоятки ножа (да, собственно, и любого другого) начинается с эскиза. Константин рисует их сам, так как благодаря художественному образованию хорошо владеет орнаментами в разных стилях, от древнерусского и готического до современных.

Нарисованный орнамент (1) переносят с шаблона на кальку, затем прикладывают к рукоятке и прокалывают по контуру иглой. От такой работы руки быстро устают (особенно если дерево твердых пород), поэтому лучше пользоваться специальным электроинструментом — маленьким моторчиком с муфтой на валу, в котором крепится короткая игла. Вращающаяся игла оставляет след на дереве при меньшем осевом усилии, чем неподвижная.

Заготовку рукоятки крепят в приспособлении, состоящем из струбцины, деревянной подкладки и станочных тисков. Такое решение удобно тем, что при обработке любой части изделия оно будет иметь хорошую опору, к тому же его легко поворачивать на столе.
Инкрустация по деревуИнкрустация по дереву
Всечка металлической проволоки
Первая операция — всечка металлической проволоки. Для этого используют белый металл, вытягивая его через ювелирные фильеры до нужного диаметра (2), в данном случае 0,65 мм. Объяснение простое: разумнее покупать проволоку наибольшего из нужных диаметров и при надобности тянуть более тонкие, чем хранить мотки проволочек разного диаметра. Дальше прокаткой через вальцы проволочку сплющивают в ленточку примерно 1,3×0,25 мм (3).
Инкрустация по деревуИнкрустация по деревуИнкрустация по дереву
Затем надо по цепочкам следов от иглы прорезать в дереве тонюсенькие канавки, куда и будет вбита проволока. Константин обнаружил, что тонкие молоточные (по ним бьют молоточком) резцы удобнее в работе. Такие рукотворные инструменты (5) имеют разную ширину, а режущая часть у них преимущественно плоская, хотя есть и несколько округлых. Это предельно точная и кропотливая работа — резец ставят на будущую линию (4), ударом маленького молоточка вбивают в дерево, переставляют дальше — и так до тех пор пока не будет просечена линия или несколько логически связанных (продолжающих друг друга) отрезков ее.

По форме канавки проволочку выгибают круглогубцами. Перед самым вколачиванием капают в канавку цианоакрилатный клей и немедленно начинают вбивать туда проволочку (6). Избыток клея удаляют миниатюрной циклей, и окончательно осаживают металл маленьким молотком.
Инкрустация по дереву
Вбив одну линию, прорезают канавку для следующей. Тут дело в том, что дерево неоднородное и мягкое (по сравнению с металлом), и если прорезать вторую линию параллельно первой, предварительно не заполнив ее, то дерево просто сместится, и работа будет испорчена. А когда канавка заполнена вклеенным в нее металлом, то дереву некуда деваться. Линия за линией — так создают рисунок металла в дереве (7).

Когда одна сторона рукоятки готова, выступающую из дерева часть металла спиливают напильником, а рукоятку протирают растворителем. Рисунок на обеих сторонах симметричен.

Перламутровые детали сложной формы
Следующая операция — выпиливание перламутровых деталей сложной формы и выборка в дереве гнезд для них.
Инкрустация по деревуИнкрустация по деревуИнкрустация по дереву
Шаблоны отдельных вставок наклеивают на раковины (8), основное требование к которым — толщина побольше (хорошо если 3-4 мм, так как кривизна ракушки не совпадает с кривизной рукоятки и потребуется подгонка). Большой припуск вокруг шаблона отрезают алмазным диском в бормашин-ке, чтобы часть ракушки могла ровно лежать на столе.

При помощи маленького лобзика и ювелирных пилок по металлу вырезают перламутровые вставки (9, 10). Пилки при такой работе часто ломаются, поэтому закупать их приходится дюжинами.
Инкрустация по деревуИнкрустация по деревуИнкрустация по дереву
Выпиленный фрагмент нужно положить на место, куда он будет вставлен, и обвести по контуру, чтобы потом сделать под него гнездо (11). И тут есть хитрость — фрагмент приклеивают парой капелек цианоакрилата, обводят граненой иглой, а потом сбивают при помощи цикли и молоточка (12) — все равно поврежденная часть дерева будет удалена.

Процарапанный контур прорубают теми же микрорезцами, которыми делают канавки под узор (13), а дерево в середине выбирают обратноконусной фрезой. Обратный конус нужен для того, чтобы полость расширялась вниз, так как кривизна фрагмента и изделия разная, и иначе они не соберутся.
Инкрустация по деревуИнкрустация по дереву
Потом начинается самая тонкая и кропотливая часть работы — взаимная подгонка перламутра и дерева. Тут идут в ход разные фрезы и диски к бормашинке. После боров задействуют стамеску типа «сапожок», которая имеет два изгиба под 90 градусов и плоскую режущую часть, расположенную ниже черенка и параллельно ему (14). Понятно, что если перламутр не совпадает с краем гнезда, в котором есть металлическая вставка, то подпиливают именно его. Подогнанную вставку вклеивают на цианоакрилат и осаживают текстолитовым молотком до дна гнезда (15). Выступающую часть перламутра спиливают узкой ленточной шлиф-машиной Ргоххоп с шириной ленты около сантиметра (16) и окончательно доводят напильником (17).
Инкрустация по деревуИнкрустация по дереву
Инкрустация по деревуИнкрустация по дереву

Круглые перламутровые детали
Круглые вставки («кнопки», «пробки») делаются чуть иначе — сверлением перламутра алмазным трубчатым сверлом. Его зажимают в патрон миниатюрного станка с рукотворной системой водяного охлаждения, а ракушку кладут на деревянную подставку и с небольшой подачей сверлят (18). Причем, пройдя перламутр насквозь, нажимают на рычаг подачи, отчего полученная «кнопка» продавливается дальше в трубку сверла откуда потом выталкивается (просто проволочкой).

Отверстия в рукоятке делают сверлом при помощи бормашинки, частота вращения — примерно первые тысячи оборотов (19). В отверстия капают цианоакрилат, и изогнутым (чтобы видеть, что делаешь) пинцетом перламутровый кружочек кладут на место (20) и забивают заподлицо маленьким молоточком.
Инкрустация по деревуИнкрустация по деревуИнкрустация по дереву
Металлические гвоздики
Маленькие, меньше трех миллиметров, металлические «гвоздики» делают так: отверстия опять же сверлят бормашинкой, на край тисков капают клей, в который обмакивают кончик проволоки, а затем проволоку вставляют в отверстие, вжимая в него давлением руки по оси. Излишек откусывают кусачками с двойным шарниром (21). Вставив несколько отрезков проволоки, забивают их до упора молоточком и срезают лишнее бокорезами.

Чтобы получить цепочку из соприкасающихся кружочков, проволочки сначала вставляют через одну, а после того как они вклеены и зашлифованы, сверлят отверстия в промежутках и вставляют остальные.

Более тонкие проволочки лучше брать из другого сплава — после окончательной отделки это обеспечит разницу в оттенках. Константин считает, что в одной работе следует применять минимум три оттенка металла, то есть три сплава, чтобы рисунок смотрелся гармонично.

Всеченный металл шлифуют (22).
Инкрустация по деревуИнкрустация по дереву
Штрихи и узоры
В последнюю очередь на перламутр наносят штрихи и узоры, завершающие образ.

Сначала их рисуют просто карандашом, а затем прорезают шпицштихелем с заточкой в виде треугольника вершиной вниз (23). Угол заточки штихеля примерно 45 градусов, что обусловлено большой твердостью перламутра.

Приемы работы этим инструментом отличаются от гравировки бормашиной, которая проводит линии в любом направлении. Штихелем режут примерно по оси руки, а заготовку вместе с тисками поворачивают на столе так, чтобы рез шел в самом удобном для мастера направлении. При этом большой палец рабочей руки (к слову, мастер — левша) упирается в палец правой, что позволяет контролировать инструмент: он не может сорваться вперед и нанести неустранимую царапину.

Затачивают штихель на алмазном диске, вставленном в бормашинку, и затем правят на агате вручную.

Первыми прорезают более крупныелинии, образующие основной узор. Затем карандашом размечают тонкие линии и прорезают их более тонким штихелем. В последнюю очередь ставят точки электроинструментом под названием матовка (он больше всего похож на крошечный отбойный молоток и наносит удары острием). Когда все линии и точки нанесены, закрашивают перламутр черным красителем на спиртовой основе, который проникает в поверхности срезов и впитывается в них. С плоскостей перламутра лишний краситель стирают твердой чертежной резинкой.

Придание рукоятке рельефа
Последняя операция — так называемая подрезка, или придание рельефа подпальцевой части рукоятки, чтобы она не скользила в ладони. Эту работу выполняют шарообразной фрезой диаметром 2,7-3 мм, после чего рельеф сглаживают шлифовкой (24) при помощи полоски наждачной бумаги, вставленной в вилкообразный держатель.

Последовательно применяя наждачные бумаги зернистостью 120, 150, 180, 220, 250 и 320 единиц, в итоге получают гладкую поверхность без малейших царапин.
Инкрустация по деревуИнкрустация по дереву
Результат
На этом работа над изделием почти закончена (25). Осталось протереть дерево льняным или каким-либо другим высыхающим маслом и отдать изделие заказчику или передать на следующую операцию. В случае с рукояткой ножа это будет слесарная работа по сборке воедино клинка, навершия, гарды и рукоятки. Но эти операции делает другой мастер.

Of course, all of the technology described below is suitable not only for the handles of knives, but also for any wooden objects — from eyeglass cases and boxes to furniture.

Create a work of art in the form of inlaid knife handle (yes, indeed, any other) starts with a sketch. Constantine draws them myself, because thanks to arts education is fluent ornaments in different styles, from the Gothic to the Old Russian and modern.

Painted decoration (1) is transferred from the template on tracing paper, then applied to the handle and pierced by a needle loop. From this work, hands get tired quickly (especially if hard wood), so it is best to use a special power tools — a small little motor with a clutch on the shaft, which is mounted in a short needle. Rotating the needle leaves a mark on a tree with a smaller axial force than stationary.

The billet crank is attached to the device, consisting of a clamp, wooden backing and machine vice. Such solution is convenient in that when processing any part of the product, it will have good support, moreover, it is easy to turn on the desk.
Inlay for derevuInkrustatsiya wood
Inlay metal wire
The first operation — inlay metal wire. For this purpose, white metal, its pulling through spinnerets fashion until the desired diameter (2), in this case 0.65 mm. The explanation is simple: more reasonable to buy the wire most of the required diameter and if necessary pull thinner than the store coils of wires of different diameters. Further rolling through rollers to flatten the wire ribbon about 1,3×0,25 mm (3).
Inlay for derevuInkrustatsiya derevuInkrustatsiya on wood
Then it is necessary for the footprints of the needles penetrate into the tree tonyusenkie grooves, which will be hammered wire. Constantine found that thin hammer (hammer beating on them) cutters easier to use. Such man-made tools (5) have different widths, and the cutting part they mostly flat, although there are a few round. It is extremely precise and painstaking work — the tool is put on the future line (4), a small hammer blow hammered into a tree, rearrange further — and so until not prosech line or more logically related (keep each other) of its segments.

The shape of the groove arch wire pliers. Before the Welding of dripping into the groove of cyanoacrylate glue and immediately begin to drive a wire (6). The excess glue is removed a miniature cycle and finally a little upset metal hammer.
Marquetry
Driving in a straight line, cut a groove for the next. All that matters is that the tree is inhomogeneous and soft (compared to metal), and if you cut a second line parallel to the first, without first filling it, the tree just shifted, and the work will be spoiled. And when the groove is filled with metal glued to it, the tree has nowhere to go. Line-by-line — the so-create the metal pattern in the tree (7).

When one side of the handle is ready, a piece of metal protruding from a tree cut down with a file, and handle wipe solvent. Figure symmetrical on both sides.

Pearlescent parts of complex shape
The next operation — sawing pearlescent parts of complex shape, and in the selection of tree nests for them.
Inlay for derevuInkrustatsiya derevuInkrustatsiya on wood
Templates individual inserts glued to the shell (8), the main requirement for that — the thickness of the larger (3-4 mm good if, as the curvature of the shell is not the same as the curvature of the handle and the need to fit). Large oversize around the template cut diamond blade in drills-ke that part of shells could even be on the table.

With a little jig saws, metal jewelry cut pearl inserts (9, 10). Nail files such work often broken, so they have to buy dozens.
Inlay for derevuInkrustatsiya derevuInkrustatsiya on wood
Sawn fragment should be put in place, where it is inserted, and cut around the contour, and then to do it under the seat (11). And there is a trick — a fragment bonded pair cyanoacrylate droplets faceted encircle the needle, and then shot down by means cyclic and the hammer (12) — still damaged part of the tree will be removed.

Scratched contour cut through the same mikroreztsami that make grooves pattern (13), and the tree in the middle of choosing obratnokonusnoy cutter. Reverse cone needs to expanded cavity down, as the curvature of the track, and the product is different, and otherwise they will not gather.
Inlay for derevuInkrustatsiya wood
Then begins the most delicate and laborious part of the work — the mutual fit of nacre and wood. Here come into play the different mills and drives to bormashinke. After hog involve chisel type «boot» which has two bends at 90 degrees and a flat blade portion disposed below and parallel to a handle (14). Clearly, if the pearl does not coincide with the edge of the nest, which has a metal insert, then sawed his name. Fitted insert glued to the cyanoacrylate and upset textolite hammer to the bottom of the slot (15). The protruding part of the nacre cut down a narrow belt grinding machine Rgohhop with belt width of about a centimeter (16), and finally brought a file (17).
Inlay for derevuInkrustatsiya wood
Inlay for derevuInkrustatsiya wood

Round pearl details
Round inserts ( «button», «plug») is made a little differently — drilling pearl diamond core drills. It is clamped in the chuck of the machine with a miniature man-made water-cooling system, and the shell is placed on a wooden stand and a small supply of drill (18). And after going through nacre, click on the feed lever, causing the resulting «button» is pressed further into the drill pipe from where it is expelled (a wire).

Openings in the handle do bormashinki using a drill, rotational speed — about the first thousand turns (19). The drip holes cyanoacrylate and curved (to see what you’re doing) tweezers pearl circle put in place (20) and flush clog with a small hammer.
Inlay for derevuInkrustatsiya derevuInkrustatsiya on wood
Metal studs
Small, less than three millimeters, metal «cloves» do so: holes drilled bormashinkoy again, on the edge of the clutches dripping glue, which dipped the tip of the wire, and the wire is then inserted into the hole, pressing it by hand pressure axis. Excess bite forceps with a double hinge (21). By inserting several pieces of wire, hammer them to hammer lock and side cutters cut off the excess.

To obtain the string of contiguous circles, wires inserted through the first one, and after they are pasted and sanded, drilled holes and inserted in between the others.

Thinner is better to take the wire from the other alloy — after finishing it will provide the difference in shades. Constantine believes that one job should apply at least three metal color, that is, three of the alloy to figure looked harmoniously.

Vsechenny metal polish (22).
Inlay for derevuInkrustatsiya wood
Strokes and patterns
At least on the pearl applied strokes and patterns, completion image.

First, they draw a pencil, then cut shpitsshtihelem with sharpening in a triangle apex downwards (23). Graver grinding angle of about 45 degrees, due to the high hardness of nacre.

Technique for the tool engraving drill differ from that conducts line in any direction. Scribing cut roughly by hand axis and the workpiece with the vise on the table is rotated so that the cut was in the easy-to-master direction. At the same time the thumb of the working hand (by the way, the master — a lefty) rests on the finger of the right that allows you to control the tool: it can break forward and cause a fatal wound.

Sharpen the diamond graver disk inserted into bormashinku, and then the right hand on the agate.

The first cut more krupnyelinii forming the main pattern. Then the pencil mark out fine lines and cut them thinner graver. At least put the point of the power tool called matting (it is more like a tiny jackhammer and causing sharp blows). When all the lines and dots are plotted, pearl black paint over stain with alcohol-based, which penetrates the surface of the slices and soak them. With planes pearl excess dye wash drawing solid rubber.

Giving relief arm
The last operation — the so-called pruning, or giving relief podpaltsevoy of the handle so that it does not slip in your palm. This work is done by the spherical cutter diameter of 2.7-3 mm, after which the relief is smoothed by grinding (24) with strips of sandpaper inserted in the forked holder.

Applying grit sandpaper 120, 150, 180, 220, 250 and 320 units, in the end get a smooth surface without any scratches.
Inlay for derevuInkrustatsiya wood
Result
In this work on the nearly finished product (25). You’re a tree rub linseed or any other drying oil and to give the product to the customer or transferred to the next step. In the case of the handle of the knife it will locksmith work together to assemble the blade, the pommel, guard and handle. But these operations are making another master.

You May Also Like..

Идеи вашего дома: 9 практичных хитростей, которые позволят навести порядок на кухне надолго

Если на кухне нет четкой системы хранения, то и порядка там тоже не будет. Мы покупаем новые вещи и по […]

Лайфхак: Огораживаемся красиво: идеи оригинального оформления заборов

Роль ограждения на участке сложно переоценить. Забор не только очерчивает границы территории и защищает от проникновения непрошеных гостей, но и […]

Лайфхак: 7 крутых новинок для комфортного и запоминающегося отдыха на природе

Современные технологии с каждым годом балуют потребителей необычными и все более полезными новинками. Их можно встретить в любой отрасли, и […]